Как взрывается шина?
Неправильная эксплуатация грузовых шин негативно отражается на безопасности перевозок и даже может повлечь за собой взрыв шин.
Взрыв шины может угрожать жизни водителя, пассажиров и других участников движения на дороге, а также нанести непоправимый ущерб транспортному предприятию, повредив содержимое груза.
Как бороться с неравномерным износом шин?
Каждому владельцу ТС хочется, чтобы шины прослужили как можно больше. Но этому может препятствовать неравномерный износ. Сегодня известны практически все причины неравномерного износа разных типов. Вывод — проводить профилактику против возникновения неравномерного износа путем обследования, выяснения причин, принятием мер по предотвращению. Обнаружить неравномерный износ можно по внешнему виду шины, изменениям в расходе топлива и запасных частей, дисбалансу ее во время движения.
Существует три основные причины, приводящие к неравномерному износу:
-боковые силы вращения (занос);
-протаскивание или волочение;
-природа самой шины.
Рассмотрим главные две причины неравномерного износа.
Первая группа причин. Шины, вращаясь, могут откланяться в сторону от линии движения, создавая боковые силы, груз усугубляет влияние таких сил. Так, при неотрегулированной подвеске и отклонениях от требований следующих геометрических параметров транспортного средства неизбежен неравномерный износ:
-неправильное схождение;
-неправильный развал;
-неперпендикулярность осей продольной оси транспортного средства;
-непараллельность осей.
Неотрегулированная ведущая ось тягача ведет к «выбрасыванию» ТС с прямой линии, прицепные оси приводят к «волочению», а при одновременных нарушениях на осях транспортного средства создается эффект «собачьей езды» автопоезда. Эксплуатация неотрегулированных осей на ведущей оси приводит к неравномерному износу на рулевой и ведущей оси, прицепных осей — к неравномерному износу на рулевой, ведущей и прицепных осях.
Эксперты в области геометрии подвески считают, что наибольшее по степени влияние на неравномерный износ имеют неотрегулированные ведущая, полуприцепная и рулевая оси. Работы по проверке и коррекции геометрии ходовой части ТС проводятся на специальном оборудовании. Например, несоответствие в 5 см между рулевой и ведущей осью приводит к боковому заносу в 10 м на каждый км.
Также к первой группе причин неравномерно износа относятся некачественный монтаж и отсутствие балансировки, уклон дорожного полотна (который влияет на степень неравномерного износа).
Вторая причина, протаскивание или «волочение», происходит в колесных парах при существовании таких различий:
-во внешних диаметрах;
-величины давления;
-в величине остаточной глубины протектора (ОГП)
Если одна шина меньше другой по внешнему диаметру, то меньшая шина будет «волочиться» за большей, постоянно проскальзывая, являясь неким тормозом. К примеру. При снижении в одном из колес давления на 0,3 bar разница во внешнем диаметре колеса составляет около 8 мм, что приводит к протаскиванию меньшего колеса 2,5 м на каждые 1 тыс. метров. Эффект «протаскивания» может быть и в одиночной шине, если в шине неправильное давление, диск не соответствует шине.
С правильным давлением в колесе пятно контакта имеет равномерную нагрузку по всей площади и правильную форму. При отклонении величины давления в обе стороны — изменяется форма пятна и происходит концентрация напряжений по его площади в отдельных местах. Местный износ от резкого торможения, внезапного удара шины или попадания инородного предмета приводит к разбалансировке колеса и в конечном итоге к началу неравномерного износа.
Шины для ведущей оси с блочным рисунком протектора имеют способность подвергаться продольному «гребенчатому» износу, когда набегающий край изнашивается меньше сбегающего. Способ лечения этого вида износа — устранение причин и изменение направления вращения колеса на противоположное.
Напомним, что помимо известных негативных последствий, неравномерный износ — это еще и перерасход горючего, снижение срока службы запчастей и затрат на них. Вышеуказанные методы борьбы с неравномерным износом помогут автовладельцам избежать таких неприятностей и значительно снизить расходы. На эксплуатацию транспортного средства.
Перегрузы и неравномерное распределение грузов
Водитель по возможности обязан контролировать загрузку и равномерное расположение груза, при перегрузах избегать резких поворотов, торможений и разворотов с волочением.
Неравномерная нагрузка приводит к неравномерному износу плечевых зон или к ускоренному равномерному износу протектора.
Движение на больших скоростях с грузом, который имеет высокий центр тяжести, приводит к интенсивному износу плечевых зон.
При перегрузах (неравномерной нагрузке) шины сильно нагружены и интенсивно деформируются — перегреваются, внутренний герметизирующий слой разрушается, шины трескаются и расслаиваются. В результате может произойти взрыв.
Таким образом, эксплуатация ТС при перегрузах и неравномерном распределении грузов главным образом приводит к повышенному износу плечевых зон, перегреву, разрушению инерлайнера, разрушению корда, вплоть до взрыва шины.
Следствие резких разгонов и торможений:
При резких разгонах и торможениях (особенно на новых шинах с высоким протектором, с грузом, имеющим высокий центр тяжести) растет риск потери шины. В результате:
-возникает и прогрессирует продольный гребенчатый износ;
-между блоками протектора могут возникать трещины (особенно на низкопрофильных новых шинах с высоким протектором).
При экстренном торможении и/или неисправности тормозов могут возникнуть «ползуны», а также — неравномерный износ из-за дисбаланса колеса.